Геликон–Опера

12 февраля 2020

В «Геликоне» зрительницы примерили хрустальный башмачок

В мир сказки вы попадаете сразу, переступив порог «Геликон-оперы»: звон волшебных колокольчиков, карета в фойе, но главное — хрустальная туфелька, которую мальчик-паж, тот, что «я не волшебник, я только учусь», дарил главной Золушке нашей страны Янине Жеймо. Реквизит культового фильма 1947 года предоставлен театру для выставки студией «Ленфильм», и тут можно прикинуть, насколько крошечный башмачок меньше вашей ноги. Российская премьера оперы советского азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна «Золушка» — настоящий семейный спектакль, полный красивых мелодий и современных сценических эффектов.

Режиссер Илья Ильин, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, видеохудожники Александр Андронов и Кирилл Маловичко придумали свою версию этой вечной истории. Казалось бы, подобное уже невозможно: сколько таких версий — музыкальных, балетных, оперных, мюзикловых, анимационных, кинематографических — уже создано?! Но великие мифы, как известно, неисчерпаемы.

Музыка, написанная Леонидом Вайнштейном еще в СССР, в 1985 году, греет душу своей мелодичностью и гармоничностью. Вайнштейн — ученик Кара Караева, представитель традиционного направления в советской музыке. Его «Золушка» — образец постмюзикловой оперы, стиля лайт-классик, сочетающего технологические приемы академической музыки с мелодикой и жанрами оперетты, мюзикла и киномузыки. Здесь есть и законченные номера, почти что «песни» в духе Тихона Хренникова. Есть жанровые танцевальные эпизоды, типичные для театральной музыки ХХ века: галоп, вальс, тарантелла. Но присутствуют также фрагменты, выполненные по академическим референсам, типа Шостаковича или Прокофьева. Эклектикой это не кажется, у композитора есть свой стиль.

Самое сильное место партитуры — прекрасный дуэт Золушки и Принца, написанный на прозаический текст, что придает метроритму свободу и нестандартность. Прекрасная инструментовка — выразительные соло, сочное звучание разных комбинаций оркестровых групп, красочность и театральность — работа настоящего профессионала. И звучание оркестра под управлением маэстро Ялчина Адигезалова адекватно мастерству композитора.

В заглавной партии — Лидия Светозарова, настоящая геликоновская звездочка, обладательница нежного сопрано и харизматичной актерской личности. Принц — Иван Волков — ей под стать: красивый, лиричный, молодой. У Волкова отличный голос с хорошими верхами, при этом тембр наполнен насыщенными мужскими красками.

Рассказ ведет Сказочник, он же Шут, он же Волшебник, который вместо феи одаривает Золушку путешествием на судьбоносный бал. Дмитрий Янковский в этой роли мудр и в меру ироничен. Здесь, кстати, все по-настоящему — никакого постмодернистского стеба. И даже великолепный Алексей Дедов, травестирующий в роли Мачехи, делает это с огромным вкусом и юмором.

Очень смешны и падчерицы — Ольга Давыдова и Мелания Заридзе. У Давыдовой есть эпизод, где она должна плохо, фальшиво, визгливо исполнить песню. Надо сказать, что профессиональной певице нелегко орать мимо нот. Давыдова выполнила тяжелую задачу на все сто. Вот и задумаешься над парадоксами театра: как вернее получить овации публики — спев чистенько по нотам или проорав невесть что дурным криком…

Сценографическое решение изысканно и выразительно: во втором акте часы — главный элемент сцены. Они огромны и окружены зажженными канделябрами, что задает постановке сказочный масштаб: персонажи рядом с ними кажутся крошечными игрушками. А в первом акте действие происходит на обыкновенной современной кухне, где героиня смотрит по телевизору фильм «Золушка» с Яниной Жеймо. И это логично: ведь превращение бедной замарашки в принцессу может случиться в любую эпоху. Во всяком случае, во все времена девушки грезят об этом.

Создатели оперного спектакля, следуя закону бродвейского шоу, завершают первый акт мощным трюком: эффектный видеоэпизод превращения тыквы и мышей в карету с четверкой лошадей действует сногсшибательно. А в финале — заключительный хор подводит радостные итоги легенды, одинаково трогающей и детей, и взрослых.

Больше новостей

8 апреля

Погрузитесь в мистический мир Жака Оффенбаха: «Сказки Гофмана» в Геликон-опере

Откройте для себя магию оперы в Геликон-опере с «Сказками Гофмана». Незабываемое сочетание музыки и драмы, отмеченное «Золотой Маской», ждет вас в сердце Москвы. Не пропустите это уникальное событие в мире искусства!

8 апреля

Музыкальный спектакль «Кофейная кантата» в Геликон-опере: погружение в атмосферу XVIII века

Окунитесь в атмосферу старинного кофейного дома с музыкальным спектаклем «Кофейная кантата» в Геликон-опере. Насладитесь музыкой Баха и ароматным кофе в уникальной постановке от известных режиссёров и дизайнеров.

12 марта

Погрузитесь в мир оперы: спектакль «Тоска» в Геликон-опере

Откройте для себя революционный Рим с «Тоской» в Геликон-опере! Эмоциональный накал и визуальное великолепие ждут вас в самом сердце Москвы. Не упустите шанс стать частью этого уникального музыкального события!

4 марта

Пуччини оживает в Москве: легендарная «Тоска» в Геликон-опере

Откройте для себя драму и страсть в сердце Москвы с постановкой «Тоска» Джакомо Пуччини. Геликон-опера приглашает на незабываемое путешествие в революционный Рим 1800 года. Не упустите шанс прикоснуться к великому искусству!

27 февраля

Премьера оперы «Похождения повесы» состоится в Геликон-опере: незабываемое событие в Москве

Геликон-опера приглашает на премьеру оперы «Похождения повесы» 9 июля 2025 года. Режиссёр Дмитрий Бертман и дирижёр Валерий Кирьянов создадут уникальное зрелище. Не пропустите шанс окунуться в мир мировой оперной классики!

9 февраля

Погрузитесь в мифы с опереттой «Прекрасная Елена» в «Геликон-опера»

Откройте для себя древнегреческие легенды через призму сатиры и музыки в постановке Дмитрия Бертмана. «Геликон-опера» в Москве приглашает на незабываемое путешествие в мир любви и интриг с опереттой Жака Оффенбаха.

5 февраля

Погрузитесь в мир любви и искусства: Спектакль «Я Вас люблю всю жизнь и каждый день» в Геликон-опере

Откройте для себя магию театра в Геликон-опере с уникальным спектаклем «Я Вас люблю всю жизнь и каждый день». Уникальная технология и неподражаемый юмор Чуриковой делают это событие незабываемым.

29 января

Погрузитесь в атмосферу старинного кофейного дома с «Кофейной кантатой» в «Геликон-опера»

С 29 января по 20 мая в «Геликон-опера» оживает магия музыки Баха и аромат свежесваренного кофе. «Кофейная кантата» приглашает вас в зал княгини Шаховской, где история и современность создают уникальное пространство для искусства.

12 января

Опера «Аида» в Геликон-опере: новое прочтение шедевра Верди в Москве

Погрузитесь в мир драмы и музыки с новой постановкой «Аиды» в Геликон-опере. Под руководством Дмитрия Бертмана, спектакль удивит даже самых искушенных зрителей. Узнайте, как классика оживает на сцене в сердце Москвы.

10 декабря 2024

Погрузитесь в волшебство: «Школа снегурочек» в театре «Геликон-опера»

Окунитесь в новогоднюю сказку с детьми на спектакле «Школа снегурочек» в «Геликон-опере». Уникальное музыкальное представление подарит незабываемые впечатления для всей семьи. Не пропустите возможность стать частью волшебства!

Ближайшие мероприятия

0+

Сказка

В гостях у оперной сказки

МоскваГеликон-операЗал «Стравинский»

26суб, 14:00апр

0+

12+

Опера

Набукко

МоскваГеликон-операЗал «Стравинский»

5чтв, 19:00июн

8вск, 16:00июн

12+

6+

Музыкальный спектакль

Кофейная кантата

МоскваГеликон-операБелоколонный зал княгини Шаховской

20втр, 19:00мая

25срд, 20:30июн

6+

16+

Опера

Пиковая дама

МоскваГеликон-операЗал «Стравинский»

15чтв, 19:00мая

18вск, 16:00мая

16+