12 февраля 2020
В «Геликоне» зрительницы примерили хрустальный башмачок
В мир сказки вы попадаете сразу, переступив порог «Геликон-оперы»: звон волшебных колокольчиков, карета в фойе, но главное — хрустальная туфелька, которую мальчик-паж, тот, что «я не волшебник, я только учусь», дарил главной Золушке нашей страны Янине Жеймо. Реквизит культового фильма 1947 года предоставлен театру для выставки студией «Ленфильм», и тут можно прикинуть, насколько крошечный башмачок меньше вашей ноги. Российская премьера оперы советского азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна «Золушка» — настоящий семейный спектакль, полный красивых мелодий и современных сценических эффектов.
Режиссер Илья Ильин, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, видеохудожники Александр Андронов и Кирилл Маловичко придумали свою версию этой вечной истории. Казалось бы, подобное уже невозможно: сколько таких версий — музыкальных, балетных, оперных, мюзикловых, анимационных, кинематографических — уже создано?! Но великие мифы, как известно, неисчерпаемы.
Музыка, написанная Леонидом Вайнштейном еще в СССР, в 1985 году, греет душу своей мелодичностью и гармоничностью. Вайнштейн — ученик Кара Караева, представитель традиционного направления в советской музыке. Его «Золушка» — образец постмюзикловой оперы, стиля лайт-классик, сочетающего технологические приемы академической музыки с мелодикой и жанрами оперетты, мюзикла и киномузыки. Здесь есть и законченные номера, почти что «песни» в духе Тихона Хренникова. Есть жанровые танцевальные эпизоды, типичные для театральной музыки ХХ века: галоп, вальс, тарантелла. Но присутствуют также фрагменты, выполненные по академическим референсам, типа Шостаковича или Прокофьева. Эклектикой это не кажется, у композитора есть свой стиль.
Самое сильное место партитуры — прекрасный дуэт Золушки и Принца, написанный на прозаический текст, что придает метроритму свободу и нестандартность. Прекрасная инструментовка — выразительные соло, сочное звучание разных комбинаций оркестровых групп, красочность и театральность — работа настоящего профессионала. И звучание оркестра под управлением маэстро Ялчина Адигезалова адекватно мастерству композитора.
В заглавной партии — Лидия Светозарова, настоящая геликоновская звездочка, обладательница нежного сопрано и харизматичной актерской личности. Принц — Иван Волков — ей под стать: красивый, лиричный, молодой. У Волкова отличный голос с хорошими верхами, при этом тембр наполнен насыщенными мужскими красками.
Рассказ ведет Сказочник, он же Шут, он же Волшебник, который вместо феи одаривает Золушку путешествием на судьбоносный бал. Дмитрий Янковский в этой роли мудр и в меру ироничен. Здесь, кстати, все по-настоящему — никакого постмодернистского стеба. И даже великолепный Алексей Дедов, травестирующий в роли Мачехи, делает это с огромным вкусом и юмором.
Очень смешны и падчерицы — Ольга Давыдова и Мелания Заридзе. У Давыдовой есть эпизод, где она должна плохо, фальшиво, визгливо исполнить песню. Надо сказать, что профессиональной певице нелегко орать мимо нот. Давыдова выполнила тяжелую задачу на все сто. Вот и задумаешься над парадоксами театра: как вернее получить овации публики — спев чистенько по нотам или проорав невесть что дурным криком…
Сценографическое решение изысканно и выразительно: во втором акте часы — главный элемент сцены. Они огромны и окружены зажженными канделябрами, что задает постановке сказочный масштаб: персонажи рядом с ними кажутся крошечными игрушками. А в первом акте действие происходит на обыкновенной современной кухне, где героиня смотрит по телевизору фильм «Золушка» с Яниной Жеймо. И это логично: ведь превращение бедной замарашки в принцессу может случиться в любую эпоху. Во всяком случае, во все времена девушки грезят об этом.
Создатели оперного спектакля, следуя закону бродвейского шоу, завершают первый акт мощным трюком: эффектный видеоэпизод превращения тыквы и мышей в карету с четверкой лошадей действует сногсшибательно. А в финале — заключительный хор подводит радостные итоги легенды, одинаково трогающей и детей, и взрослых.
Больше новостей
20 ноября
Спектакль «Севильский цирюльник»: жизнеутверждающая опера о том, что любовь не страшится никаких преград
В наше время «Севильский цирюльник» просто обязан быть в репертуаре каждого оперного театра как музыкальный антидепрессант.
15 ноября
Уникальное событие: волшебство и прекрасная музыка в спектакле "Сон в зимнюю ночь" в театре Геликон-Опера
Любители волшебства и прекрасной музыки не могут пропустить это феерическое представление в Геликон Опера.
24 октября
Уникальное исполнение балета с пением «Семь смертных грехов» в театре «Геликон-опера»!
Готовы окунуться в мир невероятного спектакля с элементами оперы, балета и театрального искусства? Постановка Семь смертных грехов» в исполнении труппы «Геликон-опера» не оставит вас равнодушными. Билеты уже в продаже!
22 октября
Спектакль «Мадам Баттерфляй»: насладитесь культурным праздником
Это произведение Джакомо Пуччини было создано в начале двадцатого века под впечатлением от модного на тот момент ориентального искусства. В основе сюжета оперы «Мадам Баттерфляй» находится одноименная драма Дэвида Беласко.
08 сентября
Спектакль «Страна забытых сказок» пройдёт в Геликон-Опере
В спектакле звучит музыка М.П. Мусоргского, И.Ф. Стравинского, К. Дебюсси, А. Хачатуряна, А.Г. Шнитке и других композиторов.
25 июля
На сцене Геликон-оперы состоится уникальная постановка «Старший сын»
Геликон-опера приглашает всех и каждого окунуться в мир утонченных звуков и потрясающей драматургии оперы «Старший сын». Встречайте незабываемый вечер, насыщенный эмоциями и музыкальными открытиями!
27 июня
Опера «Остров Тюлипатан» исполнят в Геликон-опере
Опера-буфф в одном действии. Либретто Альфред Дюрю и Анри Шиво
24 мая
«Антигона. Миф»: исследование вечных вопросов и внутренних конфликтов через современный театральный язык.
Спектакль студентов II курса театрального института имени Бориса Щукина «Антигона. Миф» на сцене Белоколонного зала княгини Шаховской.
06 апреля
Музыкальный театр "Геликон-опера" приглашает в уникальное путешествие в историю Москвы
Музыкальный театр "Геликон-опера" предлагает своим зрителям уникальную возможность окунуться в историю старой Москвы и узнать много интересного о самом театре.
24 октября 2021
Изменения в работе театра!
Как будет работать театр в период с 28 октября по 7 ноября и далее
17 марта 2021
Программу «Ночи театров» можно впервые узнать по QR-коду
Акция «Ночь театров» пройдёт в Москве с 27 по 28 марта, программа проекта будет доступна по QR-коду.
10 апреля 2020
"Геликон-опера" отмечает юбилей
"Геликон-опера" отмечает юбилей